05.08.2015 14:38Заболевания пищеварения

Холецистит

Холецистит представляет собой воспалительный процесс или отек желчного пузыря, который расположен в верхней правой брюшной области. Он хранит желчь, которая отвечает за разрушение жиров организма. Заболевание может развиться из-за камней, блокирующих вход желчного пузыря, что вызывает увеличение концентрации желчи, а затем воспаление тканей.

Холецистит

Виды холецистита

Существуют следующие виды заболевания:

• острый. Главный признак недуга - резкий приступ тяжелой, непрерывной боли вверху живота;
  • хронический бескаменный. Наблюдается воспаление стенок, камни в желчном пузыре отсутствуют. Заболевание сопровождается тяжелыми и постоянными болями верхней области живота;
  • калькулезный. Сопровождается болью области живота, переходящей к лопатке. Требуется операция, а затем длительное лечение;
  • эмфизематозный. Случается реже, чем другие виды холецистита, сопровождается быстрым развитием инфекции с образованием газовых пузырьков в следствие желчнокаменной болезни.

Причины холецистита

Высокому риску развития холецистита подвержены пациенты при следующих условиях:

• женщины старше 50-ти, мужчины старше 60-ти лет;
  • при осложнении дискинезии желчевыводящих путей или постхолецистэктомического синдрома;
  • люди, у которых были родственники с желчекаменным заболеванием;
  • частое употребление очень жирной пищи с высоким уровнем холестерина;
  • наличие избыточного веса;
  • люди, болеющие диабетом, холангитом или холестерозом;
  • люди, которые имеют индейские, скандинавские или латиноамериканские корни.

Если вы входите в группу риска, то запишитесь на прием к гастроэнтерологу или эндоскописту для проведения профилактического обследования.

Симптомы холецистита

Холецистит проявляется в виде постоянного болевого ощущения в верхней области живота справа. Болевые ощущения могут возникать даже после приема обезболивающих препаратов, когда изменяется положение тела или высвобождаются газы.

Общими симптомами заболевания являются:

• тошнота;
  • рвота;
  • лихорадка;
  • озноб;
  • желтуха.

Острый холецистит проявляется в виде приступообразной боли в правом боку. Температура тела может подняться незначительно, однако при скоплении гноя может возникнуть общая интоксикация организма, что и приводит к появлению тошноты, рвоты, учащенного пульса, озноба. Температура тела при этом может достигать 40 градусов.

Если заболевание развилось вследствие закупоривания желчного протока камнем, то возникают желтуха, печеночная колика, темный цвет мочи, зуд, светлые каловые массы. Так как симптоматика холецистита схода с признаками других заболеваний желудочно-кишечного тракта, то при появлении первых болей нужно срочно вызвать врача для проведения правильной диагностики. В том случае если больной примет анальгетики, диагностика будет затруднена.

Без лечения заболевание может перейти в форму флегмонозного холецистита, что означает проникновение гноя во все слои желчного пузыря, а потом его распространение и в околопузырное пространство. Все это может привести к развитию перитонита, что грозит летальным исходом.

Если развился гангренозный холецистит, то стенка желудочного пузыря погибает, что тоже может привести к перитониту.

Симптомы хронического вида могут оставаться незаметными на протяжении долгого времени и проявляться только после употребления жирной или обильной пищи. Если проявляется острая боль в правом боку, а также остальные характерные симптомы, то это может указывать на обострение хронического холецистита.

При хроническом бескаменном виде заболевания также могут возникнуть следующим симптомы:

• повышенная возбудимость;
  • вялость;
  • раздражительность;
  • слабость;
  • бессонница.

Диагностика холецистита

Физическое обследование применяется для диагностики заболевания. В том случае если врач прикасается к животу в момент глубокого вдоха пациента и чувствует остановку воздушного потока вокруг области желчного пузыря, то это является положительным знаком его воспаления.

В большинстве случаев трудно определить характер заболевания только на основании симптоматики. Такие диспепсические расстройства, как тошнота, горечь во рту, отрыжка могут быть не только связаны с основным заболеванием, но и с сопутствующими патологиями, например, гастритом, гепатитом, панкреатитом, и т.д.

УЗИ позволяет увидеть размер, форму и число уплотнений внутри или вокруг желчного пузыря. Анализ крови определяет признаки инфекции или подтверждает отсутствие воспаления.

Лечение холецистита

Если есть инфекция, то назначаются антибиотики и обезболивающее для того, чтобы справиться с болью. Лечение необходимо проводить в стационаре. Прежде всего, нужно устранить образование гноя. Также может быть применена дезинтоксикационная терапия, что осуществляется в виде внутривенного введения кровезаменителей и солевых растворов. На начальном этапе лечения питание организма проводится только внутривенно. В том же случае если пациент начинает выздоравливать, то он может приступить к приему обычной пищи уже через пять дней. При этом рацион питания не должен содержать продукты, которые могут раздражать желудочно-кишечный тракт.

При ухудшении состояния пациента врач может предложить холецистэктомию (хирургическая процедура удаления желчного пузыря с низким риском). Операция обычно длится около часа под общей анестезией.

При хроническом бескаменном холецистите нужно строго соблюдать диету № 5, а в случае возникновения обострений важно срочно обратится к врачу. В период ремиссий рекомендуется проводить физиотерапию и санаторное лечение. Для лечения такой формы заболевания применяют препараты, которые нормализуют отток желчного пузыря и желчи (холецистокинетические и холеретические препараты). Также могут быть назначены гепатопротекторы, которые обладают антитоксическим действием.

Больные хроническим холециститом должны уделять внимание своему рациону питания, а также образу жизни. Высокую эффективность на лечение заболевания оказывает лечебная физкультура, которая направлена на развитие диафрагмального дыхания и укрепление мышц брюшного пресса.

Опасность холецистита

Если не лечить холецистит, то желчный пузырь может набухнуть до огромного размера. Появление отека увеличивает риск разрыва пузыря, что может спровоцировать развитие инфекции или отмиранию ткани. При накоплении желчи и ее протекании через стенки может развиться инфекция других органов.

Профилактика холецистита

Для того чтобы предотвратить образование камней и развитие холецистита, необходимо соблюдать диету, преимущественно состоящую из здоровых жиров, фруктов и овощей. Такие продукты, как яйца, соя и арахис, в частности, снижают риск уплотнений желчного пузыря. Для предотвращения заболевания очень полезны упражнения, даже если вы страдаете ожирением. Физическая активность помогает снизить уровень холестерина, что уменьшает шансы формирования камнеобразных уплотнений в желчном пузыре.